Предисловие............................................................................................................ 11 Раздел I. Основные категории и общая организация процесса подготовки и оценки инвестиционных проектов Глава 1. Сущность инвестиций в реальные активы и их экономическое значение. Основные понятия инвестиционного анализа... 17
Понятие об инвестициях.............................................................. 17
Основные экономические концепции инвестиционного анализа............................................................................... 21
Глава 2. Принципы формирования и предварительной подготовкиинвестиционных проектов........................ 29
Этапы подготовки инвестиционной документации .... 29
Организация поиска инвестиционных возможностей.................................................................................. 31
Окончательная формулировка проекта и оценка
его технико-экономической и финансовой
приемлемости.................................................................................. 36
Глава 3. Поддержка государством инвестиционных проектов частных инвесторов............................................................................ 38
3.1. Макроэкономические предпосылки инвестиций
в Российской Федерации................................................................ 38
Государственная поддержка реальных инвестиций .... 40
Инвестиционный процесс в России и рынок подер
жанного оборудования.................................................................. 42
Глава 4. Методы выбора и анализа товаров и рынков при селекции инвестиционных проектов и разработке бизнес-плана....... 46
Выбор товара и конкурентной стратегии............................... 46
Оценка рынка сбыта..................................................................... 58
Глава 5. Жизненный цикл продукта и анализ отрасли........................................ 64
5.1. Жизненный цикл продукта.......................................................... 64
Подготовка данных для анализа............................................... 72
Анализ тенденций развития отраслей...................................... 75
Раздел II. Предварительный анализ инвестиций и подготовка бизнес-плана Глава 6. Обоснование и анализ стратегии маркетинга будущейпродукции ......................... 85
Основные элементы плана маркетинга.................................... 85
Основные элементы обоснования политики ценообразования............................................................................ 86
Глава 7. Основные аспекты организации производственнойдеятельности................................................. 105
Обоснование плана производства.......................................... 105
Проблемы выбора схемы организации производства................................................................................. 106
Проблема выбора схемы специализации и кооперирования........................................................................... 107
Подготовка плана строительства.............................................. 109
Выбор местоположения нового производства...................... 110
Кадровое обеспечение проекта................................................. 111
Общие требования к структуре организационного плана.................................................................................................. 112
Вопросы выбора юридических рамок реализации проекта.............................................................................................. 114
Раздел III. Методология оценки инвестиций Глава 8. Правила финансово-экономической оценки инвестиционных проектов.................................................................... 121
Роль финансово-экономической оценки при выбо
ре инвестиционных проектов....................................................... 121
Понятие о дисконтировании........................................................ 122
Будущая стоимость аннуитета................................................... 125
Текущая стоимость аннуитета.................................................... 128
8.5. Ценность ренты............................................................................ 131 Глава 9. Основные методы оценки привлекательности инвестиций.. . 135
Классификация методов оценки приемлемости
инвестиций..................................................................................... 135
Методы оценки инвестиций, основанные
на дисконтировании денежных поступлений...................... 137
9.3. Простейшие методы оценки инвестиций............................... 148
Глава 10. Способы оценки конкурирующих инвестиций................................. 160
Понятие о конкурирующих инвестициях......................... 160
Учет различий в сроках жизни инвестиционных
проектов..................................................................................... 163
Метод затратной эффективности....................................... 166
Обоснование решений о замене или ремонте
оборудования........................................................................... 168
Глава 11. Экономический анализ особых типов инвестиционных проектов................................................................................................ 171
Инвестиционный анализ лизинговых операций.... 171
Общие принципы оценки эффективности
слияний и поглощений........................................................... 175 Глава 12. Методы определения денежных поступлений.................... 184
Денежные поступления и доходы: проблема
соотношения............................................................................. 189
Денежные поступления и жизненный цикл
инвестиционного проекта..................................................... 194
Прогнозирование затрат и выгод, связанных
с инвестиционным проектом................................................ 197 Глава 13. Влияние инфляционных процессов на оценку инвестиционных проектов................................................................. 202
Сущность и измерители инфляции..................................... 202
Текущие и неизменные цены................................................ 205
Номинальные и реальные процентные ставки
в условиях инфляции.............................................................. 207
Влияние инфляции на доходы фирм.................................. 209
Методы учета инфляции при инвестиционном
анализе....................................................................................... 221
Раздел IV. Проблемы финансирования инвестиционных проектов
Глава 14. Определение стоимости инвестиционных ресурсов........ 227
Понятие о стоимости капитала........................................... 227
Стоимость отдельных элементов капитала.................... 230
Определение весов для расчета средневзвешенной
стоимости капитала............................................................... 235
14.4. Влияние маржинальной стоимости капитала
на инвестиционную деятельность фирмы........................ 237 Глава 15. Инвестиционный анализ в условиях рационирования капитала................................................................................................ 242
Понятие о рационировании капитала............................... 242
Методы оценки инвестиций при ограниченнос
ти финансовых ресурсов....................................................... 243
Оценка инвестиционных проектов в условиях
рационирования капитала с помощью показателя
внутренней нормы прибыли................................................. 251
Оценка инвестиционных проектов в условиях
рационирования капитала с помощью показателя
рентабельности инвестиций................................................. 252
Глава 16. Организация финансирования инвестиционных проектов.... 254
Оценка потребности в финансировании........................... 254
Внешние источники финансирования.............................. 255
Раздел V. Проблемы оценки рисковости и достоверности инвестиционных проектов Глава 17. Риски проектов: способы оценки и управления............... 263
Понятие рисков инвестирования......................................... 263
Простейшие методы изолированной оценки
риска инвестиционных проектов, используемые в практике.................................................................................. 280
Глава 18. Анализ бизнес-плана..................................................................... 287
Источники информации для анализа бизнес-
плана........................................................................................... 287
Предприятие и его окружение.............................................. 297
Организация процедуры анализа бизнес-плана
(инвестиционного проекта)................................................... 300
Анализ учредительных документов................................... 301
Глава 19. Реальные опционы и новая методология оценки инвестиционных проектов...................................... 302
19.1. Достоинства и недостатки методологии анализа дисконтированных денежных потоков...... 302
19.2. Анализ и оценка реальных опционов, связанных с инвестициями в развитие бизнеса.................. 307
19.3. Интегрированная модель дисконтированных денежных потоков и реальных опционов......... 315
Список литературы и информационных источников............. 324
Приложение 1. Будущая стоимость 1 рубля при различных сроках инвестирования и ставках доходности....................... 330
Приложение 2. Будущая стоимость аннуитета (накоплений)
при стандартном инвестировании в конце каждого периода
суммы в 1 рубль при различных сроках накопления и ставках
доходности............................................................................... 332
Приложение 3. Текущая стоимость 1 рубля, полученного спустя
различное число периодов времени и при различных ставках
дисконтирования .................................................................... 334
Приложение 4. Текущая стоимость аннуитета (накоплений)
при стандартном инвестировании в конце каждого периода
суммы в 1 рубль при различных сроках накопления и ставках
доходности............................................................................... 336
Приложение 5. Рекомендуемые формы для подготовки
бизнес-плана............................................................................ 338